КНУТД
Киевский национальный университет технологий и дизайна

UA RU EN

Готовят ли украинские вузы специалистов, что нужны энергетическим предприятиям?

Результаты исследования

При поддержке USAID Проекта энергетической безопасности (ТЭБ) Всеукраинская благотворительная организация «Институт местного развития» в течение сентября 2020 - февраля 2021 провела комплексное исследование «Оценка образовательных потребностей для украинской энергетики».

Его цель - выяснить, какие специалисты нужны энергетической отрасли и соответствует ли современное энергетическое образование запросам работодателей. А также разработать рекомендации, которые помогут устранить пробел между потребностями предприятий и возможностями учебных заведений их удовлетворить.

Среди специалистов важной частью являются профессионалы по энергоэффективности и ВИЭ, подготовкой которых занимается наш университет на базе УНЛ «Центр энергоэффективности», поскольку эти направления сейчас развиваются быстрее.

Взгляд работодателей

К первому этапу исследования были привлечены работодатели из компаний, различных по виду деятельности (электроснабжение, теплоснабжение, ВИЭ, рынок природного газа), формой собственности (государственные, частные, коммунальные) и размером (крупные, средние, малые). Они приняли участие в глубинных интервью и количественном опросе.

Кадровый голод. Представители всех предприятий-респондентов отметили, что испытывают значительный «кадровый голод». В сфере теплоснабжения такой ответ дали 93% опрошенных, в сфере электроэнергетики - 87%, среди компаний, работающих на рынке газа, - 78%. Заметно лучший показатель в сфере ВИЭ - только 33% респондентов сообщили, что их предприятие нуждается в новом персонала, но это не является острой проблемой для них.

Качество подготовки. Большинство, две трети респондентов, отметили, что качество подготовки молодых специалистов в учреждениях энергетического образования в Украине только «в определенной степени отвечает потребностям предприятия». Самую низкую оценку работодатели поставили уровню практической подготовки: оценки колебались в пределах от 1,27 (рынок природного газа) до 1,88 (ВИЭ).

Недостаточным, по мнению респондентов, является и уровень теоретической подготовки: оценки колеблются в пределах от 1,73 (рынок природного газа) до 2,57 (ВИЭ).

В частности, способность выполнять профессиональные обязанности с соблюдением требований правил техники безопасности; способность применять соответствующие математические методы, методы естественных и технических наук и компьютерное программное обеспечение для решения инженерных задач в области; способность проектировать, использовать современные методы моделирования и эксплуатировать оборудование; способность анализировать комплексные проблемы, связанные с энергетикой, инженерными сетями и предлагать соответствующие технические решения; осознание необходимости постоянно расширять свои знания о новых технологиях в отрасли.

Самыми популярными формами сотрудничества остается организация практик и стажировок студентов, презентации компаний в учреждениях образования, участие в руководстве курсовыми и дипломными работами, привлечение специалистов к участию в работе государственных аттестационных комиссий, а также целевое рекламирование вакансий.

Вместе с тем, практика привлечения предприятий к разработке или корректировке образовательных программ и учебных планов по специальности остается недостаточно развитой. Фактически не используются также такие варианты сотрудничества как финансирование определенных образовательных инициатив в рамках программ социального партнерства, создание совместных кафедр в учебных заведениях или целевая подготовка студентов под заказ компаний.

Итог. В чем же заключается несоответствие между потребностями предприятий и подготовкой специалистов в учебных заведениях? По мнению работодателей, выпускники имеют чрезвычайно низкий уровень практической подготовки, а образовательные программы отстают от потребностей бизнеса и развития технологий.

Взгляд педагогов

Второй этап исследования касался образовательных учреждений. Чтобы выяснить, какие пробелы существуют между уровнем подготовки выпускников и потребностями работодателей, были проведены глубинные интервью как с представителями вузов, так и с их выпускниками. А также анализ качества подготовки образовательных программ по каждой специальности.

Образовательные программы. В большинстве случаев программы ВУЗ разработаны в соответствии с утвержденными государственными стандартами образования. Однако такой стандарт отсутствует для специальности «Нефтегазовая инженерия и технологии», а также специальностей, касающиеся возобновляемых источников энергии.

Кроме того, не утверждены стандарты профессионального предвысшиго образования по всем исследованным энергетическими специальностям. Это приводит к существенным различиям в перечне компетентностей даже в пределах одной специальности.

Еще один недостаток образовательных программ - они почти не учитывают потребности работодателей, не базируются на исследованиях перспектив развития отрасли и не учитывают существенные изменения, которые произошли в энергетическом секторе за последние годы, например, введение рынков энергоресурсов в Украине.

Исследователи выяснили, что предусмотренная в образовательных программах учебная практика часто проходит формально. А в самих вузах обычно не обеспечивают достаточно часов на изучение дисциплин практического направления. Основная причина - ограниченность материально-технической базы.

Материально-техническое обеспечение. Для многих высших учебных заведений существенной проблемой является физический и моральный износ специализированного лабораторного оборудования. Больше всего недостаток финансирования на обновление лабораторий, компьютерного оборудования и программного обеспечения испытывают региональные университеты.

При этом, для внедрения перспективных для рынка труда специальностей и новых компетенций почти все учреждения требуют создания лабораторий ВИЭ и специализированных компьютерных классов.

Как мы видим главными факторами качественной подготовки специалистов являются:

  • разработка актуальных учебных программ, которые постоянно совершенствуются с учетом новейших технологий и тенденций;
  • материально-техническое обеспечение учебных заведений и центров;
  • сотрудничество с работодателями.

Всем этим условиям соответствует созданный в нашем университете Центр энергоэффективности (ЦЭ), на базе которого каждый студент может ознакомиться с современными технологиями энергоэффективности и ВИЭ, пройти обучение в этих направлениях. Также в ЦЭ можно пройти повышение квалификации для специалистов, уже работающих в энергетическом секторе.

Подробнее об исследовании можно узнать по ссылке: https://hmarochos.kiev.ua/2021/05/11/chy-gotuyut-ukrayinski-vuzy-speczialistiv-shho-potribni-energetychnym-pidpryyemstvam-rezultaty-doslidzhennya/

13.05.2021