КНУТД
Киевский национальный университет технологий и дизайна

UA RU EN

Расширенное заседание Антикризисного совета общественных организаций Украины и Правления УСПП

Состоялось расширенное заседание Антикризисного совета общественных организаций Украины и Правления УСПП «Приоритеты восстановления экономики в 2021 году в условиях преодоления последствий пандемии COVID-19 и на посткарантинный период».

Открыл заседание и был модератором – президент УСПП Анатолий Кинах. Среди участников – президент Ассоциации международных автоперевозчиков Леонид Костюченко, заместитель гендиректора "Нибулон" Михаил Резак, руководство Экспортно-кредитного агентства, компании «Ernst & Young», представители ряда промышленных предприятий и деловых организаций, Офиса президента, правительства и парламента. Также, как член Антикризисного совета, на заседание был приглашен Анатолий Козленко – директор Центра управления энергоэффективностью университета.

Президент УСПП в своем выступлении отметил, что основной проблемой остается несистемность действий власти в экономической политике, отсутствие комплексных стратегий и программ. Сейчас они подменяются ситуативными решениями, не обеспеченными ресурсами в государственном бюджете.

«Едва ли не впервые имеем проблемы не только в промышленности, но и в бюджетообразующих отраслях, таких, как агропромышленный комплекс. Показатель машиностроения – минус 18,5% (в первом квартале 2021 – также снижение на 8,1%). Между тем Украина наращивает импорт этой продукции – из Южной Кореи, США, стран Евросоюза. До сих пор успешное сельское хозяйство также просело, на внутренний рынок давит импорт продукции животноводства (объем вырос вдвое) и молочки (объем вырос в 1,7 раза). Это показатель системного экономического кризиса. Нужны скоординированные действия правительства, Верховной Рады и самого бизнеса, экспортеров», – подчеркнул Анатолий Кинах.

Хаотичной он назвал и деятельность власти в сфере организации доступа реального сектора экономики к кредитным ресурсам. Несмотря на наличие программы «Доступные кредиты 5-7-9», предпринимательство и в дальнейшем испытывает финансовый голод. В то же время учетная ставка НБУ в начале 2021 увеличивалась уже дважды: с 6 до 7,5%. Это удорожает и коммерческие ссуды. По итогам прошлого года общий объем банковских кредитов в экономику сократился на 23,5млрд грн.

УСПП предлагает подготовить Программу совместных действий правительства и НБУ по обеспечению доступа отечественных производителей к ресурсам. Также здесь выступают за создание системы гарантирования сбережений в небанковских финансовых учреждениях на основе государственно-частного партнерства.

Все предложения сформулированы в комплексном документе "Платформа экономического патриотизма: неотложные меры 2021".

Важная часть платформы посвящена вопросам обучения, а именно внедрение механизма, который будет предусматривать норму обязательной работы по направлению для выпускников вузов, техникумов, колледжей, профессионально-технических училищ, обучающихся по государственному заказу. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профессионального обучения работников и профессиональной ориентации населения, развития наставничества. Повышение эффективности инновационной деятельности, внедрения в учебные программы отдельных курсов по отношению к современной предпринимательской и инновационной деятельности, в том числе и в секторе энергоэффективности.

Ее основой стали результаты экспертных обсуждений, а также меморандумы о сотрудничестве, заключенные с Укрзализныцей, Укроборонпромом, Национальной академией педагогических наук, Национальной академией аграрных наук и тому подобное.

В проект платформы для нас важно выделить раздел энергосбережения, в котором, учитывая критическое состояние работы по внедрению мероприятий энергосбережения предлагается:

  • Распространить программу компенсации затрат на термомодернизации на любые источники финансирования, а не только за счет кредитования с мотивацией не только на приобретение оборудования, материалов, а на конечный достигнутый эффект. Целесообразно рассмотреть возможность использования механизма целевых государственных, региональных, местных или собственных фондов, из которых осуществляются грантовая поддержка мероприятий по энергомодернизации (Италия, Испания, Норвегия, Великобритания, США, Япония и т.д.); налоговые льготы (США, Германия, Южная Корея, Великобритания, Япония, Канада) и налоговые санкции (Китай).
  • Подготовить банк проектов и рекомендаций по энергоэффективности для населения, малого и среднего бизнеса (одновременно, потому что именно предприниматели и будут реализовать соответствующие потребности домохозяйств).
  • Провести качественный энергоаудит жилых помещений, что имеет цель оказания помощи в переоборудовании зданий с просчетом на короткую, среднюю и долгосрочную перспективу, по проведению термомодернизации жилья, оптимизации систем водоснабжения и водоотвода, одного или более источников энергоснабжения (с возможностью чередования их использования в зависимости от сезона и тарифов), с производством энергии на местах (солнечные батареи, другие устройства небольшого размера), с истекшим переходом на энергоэкономное оборудование (начиная от диодных светильников, бытовой техники, заканчивая энергоэффективным производственным оборудованием).
  • Обеспечить широкомасштабное внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, которые позволяют при распределении тепловой энергии гибко реагировать на изменение погодных условий. Модернизация систем энергообеспечения объектов ЖКХ может быть связана также с разработкой и внедрением гибридных систем электротеплообеспечение многоэтажных домов.
  • Ввести реальные экономические стимулы для совершенных товаропроизводителей и поставщиков услуг, которые ввели энерго- и ресурсосберегающие технологии, малоотходные, безотходные и экологически безопасные технологические процессы, которые обеспечили им повышение производительности производства и выпуск продукции с улучшенными характеристиками.
  • Создать условия для энергетической утилизации бытовых отходов в Украине, что требует разработки комплекса законодательных изменений (составляющие тарифа на переработку бытовых отходов, определение в качестве источника энергии топлива, изготовленного в результате переработки твердых бытовых отходов, соблюдение экологических стандартов предприятий по энергетической утилизации отходов, стимулы для частных капиталовложений отечественным бизнесом и т.д.).

Ознакомившись с проектом платформы мы можем сделать вывод, что восстановление экономики частично зависит от увеличения количества квалифицированных специалистов и применение новейших технологий в секторе энергоэффективности. Именно для этих целей в нашем университете был создан современный «Центр энергоэффективности», где можно пройти обучение или повысить квалификацию с применением современного оборудования.

30.04.2021